Вот и пришлось хору разучивать сложное место: «Будет красен день в половине дня, будет пир у нас во полу-пире». Композитор «уложил» текст на 11 четвертей.

Однако знаки зодиака и хор никак не мог справиться с таким необычным размером на репетициях. Тут заезжего итальянского дирижера (есть версия, что ему сам композитор подсказал) осенило, и он придумал «тренинг» на 11 четвертей. Это тренинг звучал так: «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Как раз 11 слогов, 11 четвертей. Хор моментально запел, проблема была решена. Премьера была роскошной: ведь пел сам Шаляпин, в роли Морской Царевны — жена Врубеля Н. Забела-Врубель, декорации художника К. Коровина.

Эта забавная история 3 марта сама уже — легенда, то есть что и как там было — непонятно. Но она известна, пересказывается на все лады. И в наше время, при разучивании сложной пьесы со сложным размером 11 четвертей, многие пользуются этой фразой. С большой любовью относясь и к былинному Садко, и к Римскому-Корсакову.

Как писать симфонии? — это был вопрос, который мучил одного молодого человека, и он обратился с ним к Моцарту. — Зачем же сразу симфонии, начните с баллад, — посоветовал Моцарт. — Да, но Вы же писали симфонии, а Вам еще и 10 лет не было.

Весело или мрачно? Й. Брамс был замечательным композитором и яркой личностью. Вся жизнь его была посвящена музыке. Известны многие фразы-афоризмы Брамса, например: Писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачёркивать лишние ноты. А еще известны некоторые истории из его жизни, когда он демонстрировал незаурядное чувство юмора в действии. Однажды его издатель сделал назидание композитору: дескать, слишком мрачно пишете, а люди с концерта хотят уйти веселыми. Надо бы позитивчику добавить. Через несколько дней Брамс зашел к издателю с новым произведением, которое называлось: «Весело схожу я в могилу». Играя в дуэте с посредственным виолончелистом, Брамс выдал на рояле фортиссимо (слишком громкий звук). «Но я же не слышу себя», — взмолился незадачливый виолончелист. «Счастливец», — буркнул Брамс.